Тенденции развития активной безопасности транспортных средств

20Января2012
Автор: Становой Сергей
E-mail

Активная безопасность транспортных средств

Концепция безопасности транспортных средств сейчас переживает серьезный сдвиг. До сих пор доминирующим направлением была пассивная безопасность пассажиров и водителя, обеспечивающая минимизацию ущерба для их здоровья при возможной аварии. Сейчас же все больше автопроизводителей дополняют свои продукты системами активной безопасности. И эти системы с каждым годом становятся все умнее – речь уже идет не об уменьшении ущерба, а достаточно эффективном предупреждении самой аварии.

Новые технологии в области электроники играют в разработке и внедрении в жизнь активной безопасности одну из важных ролей. Технический прогресс при создании современных датчиков, видеокамер с более продвинутыми возможностями и беспроводной связи сделали возможным реализацию мер по точному и эффективному предупреждению аварий, которые ранее были просто невоплотимой мечтой разработчиков автомобилей.

Обычный ремень безопасности, использующий законы физики и подушки безопасности на самой простейшей электрической схеме существенно сократили число погибших в дорожно-транспортных происшествиях. А если представить, что новые системы активной безопасности начнут устанавливать в каждый автомобиль – о безопасности на дорогах вообще можно будет не беспокоиться. Идея активной безопасности заключается в том, что система должна оценивать при помощи электронных датчиков и видеокамер дорожную обстановку, замечая потенциальные признаки опасности намного быстрее водителя и соответственно намного быстрее и точнее реагируя на них. Например, торможением, полной остановкой или принудительным сворачиванием, предупреждая столкновение.

Автомобиль контролирует дорожную разметку

Уже сейчас производители оснащают автомобили системой, контролирующей безопасную дистанцию и интервал между рядом едущими транспортными средствами. Причем уже сейчас автомобильная электроника не только предупреждает водителя о слишком маленьком расстоянии между автомобилями, но и активно действует на органы управления, самостоятельно устраняя проблему.

Для совершенствования возможностей активной безопасности большое внимание уделяется возможности предупреждения аварий при помощи беспроводных технологий. Суть ее заключается в том, что на автомобилях устанавливаются беспроводные средства связи. Они передают информацию о дорожной обстановке в месте нахождения автомобиля (пробки, аварии, скопления автомобилей, сигналы светофора) другим автомобилям. То есть автомобили через средства связи как бы общаются между собой. Если эту технологию воплотить в жизнь в виде достаточно разветвленной и плотной информационной сети, то даже такая задача, как предупреждение водителя о возможном столкновении при «слепом» преодолении перекрестка будет вполне воплотимой реальностью.

Кроме этого электронную систему можно научить (уже кстати есть попытки это сделать) видеть дорожную разметку, знаки, а также различать сигналы светофора и регулировщика. Оснащенное подобной системой транспортное средство будет само регулировать скоростной режим и останавливаться при запрещающих сигналах на дороге.

Что касается применения различных датчиков (давления в шинах, исправности агрегатов автомобиля), то они давно уже с успехом используются автопроизводителями. А вот такое новшество, как датчик сонного состояния водителя еще только лишь становящаяся реальностью разработка. Но уже сейчас разработаны работоспособные беспроводные датчики, отслеживающие состояние водителя и вовремя реагирующие на нештатные ситуации (резкое ухудшение самочувствия, слабость, отвлечение внимания от дороги).

Современные видеокамеры также не обойдены вниманием разработчиков активной безопасности. Уже сейчас они расширяют кругозор водителя при движении задним ходом и компенсируют так называемые «слепые пятна». Кроме этого передача одновременно большого объема видеоданных требует применение в электронной системе автомобиля современных интегральных схем – микроконтроллеров и микропроцессоров.