Якоби Борис Семенович

17Января2012
Автор: Становой Сергей
E-mail

Якоби Борис СеменовичМногие ученые и изобретатели, делая свои открытия, ставят науку с ног на голову, меняя принципы мировоззрения и создавая новые совершенно новые направления. Но есть ученые, которые не просто открывают что-то невероятное и новое, но еще и доводят свои открытия до практического применения. Одним из таких деятелей науки был Борис Семенович Якоби. Его труды стали основой современной теории электромагнитных машин и благодаря ему родилась новая область в технике – гальванотехника.

Родился Борис Семенович на заре XIX века 9 сентября 1801 года в немецком Потсдаме. Отец будущего ученого был личным банкиром Фридриха Вильгельма. В Геттингенском университете Якоби получает образование архитектора – это была воля родителей. В 34 года он уже профессор гражданской архитектуры в Дерптском университете. Однако архитектура не была в планах будущего ученого, он тяготел к электронике. В 1834 году он строит свою первую модель электродвигателя и отправляет чертежи в Парижскую Академию наук.

Его научные труды в области «чистой и прикладной электрологии» позволили Борису Семеновичу в 1837 году перейти в Петербург в Академию наук на место адьюнкта. В Академии наук в конце 30-х годов он проводит опыты по электролизу, основываясь на законы Анри Ампера и Майкла Фарадея. Дополняя достижения великих ученых собственными исследованиями и наработками, Якоби вместе с академиком Э. Х. Ленцем в 1839 году строят первый магнитоэлектрический двигатель. Этим они доказывают практическое использование двигателей с непрерывным вращательным движением. В 1842 году Якоби уже экстраординарный член, а еще через 5 лет – ординарный Академии наук.

В 1840 и 1850 годах публикует статьи, в которых излагает законы, созданной им теории электромагнитных машин. Якоби опроверг доселе существовавшее мнение, что перестройка и усовершенствование машин, а также увеличение электрического тока приведет к значительному увеличению полезной работы электрических машин. Он доказал, что увеличение скорости двигателя за счет усовершенствования его конструкции приведет к неминуемому сокращению мощности. И наоборот, выигрыш в мощности приведет к потере в скорости.

Борис Семенович также проводил очень тщательные исследования в области электролиза. Чтобы приводить в движение свои электрические машины он довольно тщательно изучал и пытался модернизировать гальванические элементы. В ходе этих опытов он случайно открыл гальванический способ нанесения меди, по которому были украшены многие статуи и барельефы.

На счету Бориса Семеновича Якоби также несколько приборов для измерения электрического сопротивления материалов, которые он сам называл «вольтаметрами». Правда, очень схоже с сегодняшними вольтметрами? Также он вывел свой собственный эталон величины сопротивления. Кроме научных открытий Якоби очень много работал над практическим применением своих и чужих изобретений. Он применил подземную прокладку проводов, чтобы наладить телеграфную связь между дворцами в Петербурге. Провел масштабные исследования по измерению сопротивления жидких проводников, а также их поляризации. Он усовершенствовал электрический способ подрыва мин на расстоянии. Принимал активное участие в международной комиссии по созданию единой системы мер и весов.

Умер Борис Семенович Якоби 11 марта 1874 года от сердечного приступа.