Взлетная полоса с подогревом из электропроводящего бетона

10Апреля2017
Автор: Становой Сергей
E-mail

Обогрев авиаполосы

В холодную пору не только крылья самолетов «боятся» обмерзания. Обледенение взлетной полосы также может стать причиной ужасной авиакатастрофы. В аэропортах по-разному справляются с данной проблемой, но команда исследователей из Университета штата Айова под руководством профессора Халила Джейлайн решила решить проблему весьма кардинальным и необычным способом. Вместо того, чтобы делать какой-то подогрев под полосой они решили создать особый тип электропроводящего бетона.

Новая технология, разработанная учеными, представляет собой двухслойный состав. Один его слой (подложка) толщиною 10 см представляет собой обычный прочный бетон. Второй же создан на основе углеродного волокна и специальной смеси бетона, имеющей хорошую теплопроводность.

Углеродное волокно имеет определенное электрическое сопротивление, поэтому если через него пропускают электрический ток, то в процессе его прохождения естественным образом выделяется тепло. Принцип действия аналогичен работе электронагревателя, с той лишь разницей, что в качестве активного элемента – проводника – используют не металл или керамику, а углеродные волокна.

Бетон содержит углеродное волокно в качестве нагревателя

Удельная электрическая мощность полученного таким образом бетона составляет всего 333 Вт на квадратный метр. Это намного меньше электрической мощности квартирного теплого пола. Разработчики уверяют, что этого вполне достаточно, чтобы растопить скопившийся на поверхности взлетно-посадочной полосы лед или снег. Испытания показали, что в зависимости от прикладываемого напряжения поверхность бетона может нагреваться максимум до 1,8 °C. А больше и не надо, ведь снег тает при температуре 0 °C. Для слоя льда она должна быть лишь немного выше.

Сейчас новая технология проходит испытания в аэропорту де-Мойн. Из электропроводящего бетона ученые сделали две плиты размером 4,6 × 4,1 м, которые установили непосредственно возле одной из взлетно-посадочных полос. Испытания показали, что для того чтобы растопить даже толстый слой льда бетон должен греться на протяжении 7 часов. А если поддерживать постоянную температуру, то он будет сухим и чистым даже во время снегопада.

Температурная диаграмма работы бетона с подогревом

Исследование ученых из Университета штата Айова является лишь частью большой программы изучения и разработки новых типов покрытий для аэропортов при содействии Федерального управления гражданской авиации.

Источник информации: Университет штата Айова (www.news.iastate.edu)